В современном мире эффективные логистические операции являются основой любой организации, которые дают возможность для роста и развития бизнеса. Они обеспечивают гарантии того, что предприятия могут получать, производить и доставлять свою продукцию или услуги конечному потребителю в сроки и экономически эффективно. Логистика — это неотъемлемая часть экономики любой страны.

Международная логистика — это организация пути груза из одной страны в другую. Этот путь может занимать прямая перевозка через границу страны получателя товара или транзитная через несколько стран мира с просчетом расходов и с минимизацией времени доставки. Она основывается на различных маршрутах учитывая определенные затраты: цены на хранение, таможенное оформление, скорость перемещения, цену за вид перевозки и другие расходы на весь путь от продавца к покупателю. В этом звене задействовано большое количество специалистов, которые своего рода формируют команду, которая занимается всеми возможными нюансами и формальностями и реагирует на различные изменения, которые могут повлиять на управление груза.

Защита суверенитета в Украине повлияла на всю экономику страны и заставила столкнуться с переформированием логистики. Проблема в закупке материалов и сырья, замораживание финансовых потоков и производственных процессов, опасность хранения продукции на складах из-за атак, блокирование портов, прекращение авиасообщения, блокпосты и другие осложнения логистической цепи повлекло проблемы в транспортировке грузов.

Сейчас в Украине авиасообщение не работает. Также большой удар по экономике страны нанесло блокирование портов, поскольку до войны морские перевозки и порты Украины были основным способом экспорта и импорта товаров. Почти 70% экспорта осуществлялось морским сообщением через основные порты: Одесский, Черноморский, Южный, Николаевский и Ольвию. На сегодняшний день полноценно работают и увеличивают грузопереработку три небольших порта в устье Дуная: Измаильский, Ренийский и Усть-Дунайский. В мирное время на них приходилось чуть меньше, чем 5% экспорта. Данные порты маленькие и не в состоянии физически обрабатывать большой поток товаров, также их пропускная способность мала для больших судов и барж, однако именно на них держалась экспортная логистика страны до открытия зернового коридора, который позволил экспортировать некоторое количество зерна наших аграриев.

В общем, контейнерные перевозки — это один из ключевых инструментов эффективной мировой логистики и торговли. Поскольку через морские порты Украины сейчас невозможно экспортировать и импортировать товары, а устье Дуная не в состоянии обрабатывать большие товаропотоки, компании сумели подстроиться к новым условиям. На сегодняшний день грузы проходят путь через порты соседних стран Европы, в частности Румынии, Польши, Германии, Литвы, Бельгии, а уже оттуда автомобильным транспортом направляются в Украину. Из-за этого возросла стоимость перевозки, возникли дополнительные расходы на оформление документов (таких как, транзитная декларация — Т1) и время доставки груза, которое зависит еще и от очередей на границах. Эти нюансы усложняют процесс работы для логистов и увеличивают расходы, однако это выход из ситуации во время войны, который помогает поддерживать бизнес даже в такие времена.

Большое количество грузов сейчас направлено на сухопутные перевозки. Кроме контейнерных перевозок еще есть перевозки тентованным автотранспортом и рефрижераторами. Тентованные грузоперевозки позволяют загружать различные виды продукции, поскольку имеют все виды загрузки. Такие авто являются универсальными и достаточно маневренными при полной загрузке. По рефрижераторных перевозок, то с помощью такого вида авто, можно перевозить продукцию, которая требует хранения температурного режима в течение всего периода доставки или имеют короткий срок годности и требуют определенной фиксированной температуры. Такие грузовые перевозки могут иметь разную грузоподъемность, что обеспечивает подобрать авто под определенный вес и объем товара. Данные авто могут ввозить товары в Украину и экспортировать груз из Украины в Европу и доставлять до конечных потребителей по странам ЕС. Импорт и экспорт товаров происходит под таможенным контролем и требует оформления транзитной декларации так же, как в случае контейнерных перевозок.


В общем, украинская транспортно-логистическая система адаптировалась на сегодняшний день и продолжает функционировать, несмотря на сложности и постоянный поиск альтернативных решений в существующих условиях. Однако украинцы — сильная нация, которая может приспособиться и найти выход из многих ситуаций, даже в военное время, ведь логистика — это один из основных рычагов в функционировании любой страны.